СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА:
реальные и мифические
сегодня и завтра


КОНТАКТЫ РОСТЕСТ-МОСКВА:
Тел.: (499) 129-32-22
          (499) 129-24-11
e-mail: spravka@rostest.ru

АДРЕС:
117418, г. Москва,
Нахимовский пр., д. 31
www.rostest.ru
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Ростест-Москва проводит работы по сертификации организаций, которые разработали, внедрили и обеспечили результативное функционирование Системы менеджмента безопасности пищевой продукции «Анализ рисков в контрольных критических точках».
Эта модель обеспечения производства безопасной пищевой продукции в латинице обозначается HAССP, в кириллице — ХАССП.

Система ХАССП — совокупность организационной структуры документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП (англ. НАССР — анализ рисков и критические контрольные точки) — концепции, предусматривающей систематическую идентификацию, оценку и управление факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

В  ЕС, США, Канаде, Австралии и других разви­тых странах Система ХАССП обязательна для всех пищевых и прирав­ненных к ним предприятий .

1 июля 2013 г. вступил в силу Технический регламент Таможен­ного союза TP ТС 021/2011 «О БЕЗО­ПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ», предписывающий:
«При осуществлении процессов производства (изготовления) пище­вой продукции, связанных с требо­ваниями безопасности такой про­дукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принци­пах ХАССП».

Согласно п. 3 ст. 11 TP ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции»,  предприятия Рос­сии, Белоруссии и Казахстана обязаны внедрять Систе­му ХАССП.

В процессе производства пищевой продук­ции изготовитель должен определить:
  • перечень опас­ных факторов, которые могут привести в процессе про­изводства к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям TP ТС 021/2011;
  • пе­речень критических контрольных точек процесса произ­водства, для которых необходим контроль, чтобы пре­дотвратить или устранить опасные факторы;
  • предель­ные значения параметров, контролируемых в критиче­ских контрольных точках;
  • порядок мониторинга крити­ческих контрольных точек процесса производства;
  • по­рядок действий в случае отклонения значений показателей.

В ЧЕМ СМЫСЛ ХАССП?

Смысл  ХАССП  в том, чтобы  выявить и взять под постоянный и неусыпный  системный контроль все  критические контрольные точки (ККТ). Так – ККТ – называются производственные этапы повышенных рисков. То есть те этапы производства, на которых нарушения технологических и санитарных норм могут привести к неустранимым или трудно устранимым последствиям для безопасности изготавливаемого пищевого продукта.
В процессе создания ХАССП скрупулезно анализируются  технологический и производственный процессы по всей «пищевой цепочке» - от получения сырья до отгрузки готовой продукции, выявляются все потенциальные  опасности и принимаются системные меры по предотвраще­нию и устранению нарушений

Сертификация системы ХАССП подтверждает, что на предприятии созданы организационные и технологические условия, позволяющие выполнить требования Постановления (ЕС) Европейского парламента и Совета № 852/2004 от 29 апреля 2004 года в отношении санитарно-гигиенических правил для производства пищевой продукции, ГОСТ Р 51705.1'2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССР. Общие требования», МС ИСО 22000 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для использования любой организацией, работающей в цепочке создания пищевой продукции».

Система менеджмента безопасности пищевой продукции должна включать следующие общепризнанные ключевые элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции по всей цепи ее создания, вплоть до стадии употребления пищевой продукции:
  • интерактивный обмен информацией;
  • системный менеджмент;
  • программы предварительных обязательных мероприятий;
  • принципы ХАССП 
Обмен информацией, осуществляемый на этапах цепи создания пищевой продукции, обеспечивает идентификацию и контроль опасностей, влияющих на безопасность пищевой продукции на всех этапах ее создания. Это подразумевает обмен информацией между организациями, работающими на всех этапах создания пищевой продукции. Обмен информацией между потребителями и поставщиками в отношении идентифицированных опасностей и мероприятий по управлению позволяет прояснить требования потребителей и поставщиков.

Программы предварительных обязательных мероприятий (аналог GMP) обеспечивают, контролируют и управляют производственными условиями/средой, создающими основу (базу) для выработки безопасной продукции.

Программы содержат описания мероприятий, которые необходимо производить до начала производства безопасной продукции, в процессе и по завершению по направлениям:
  • эксплуатация производственных зданий и вспомогательных сооружений
  • удаление отходов и отвод сточных вод
  • пригодность оборудования и его обслуживание
  • управление закупаемыми материалами (сырьем и ингредиентами, упаковкой и т.д.)
  • обращение с полуфабрикатами и готовой продукцией
  • снабжение водой, воздухом, паром и т.д.
  • мероприятия по предотвращению перекрестного загрязнения
  • санитарно-гигиенические мероприятия
  • гигиена и здоровье персонала
  • контроль вредителей

Реализация методологии ХАССП:

1. Анализ опасностей
  • идентификация опасностей (физических, химических, радиационных, микробиологических и пр.) и определение их приемлемых уровней;
  • описание метода оценки и непосредственно оценку всех опасностей;
  • отбор, классификация и оценка мероприятий по управлению опасностями.
2. Разработка производственных программ обязательных предварительных мероприятий.


Программы разрабатываются для управления опасностями, не включенными в план ХАССП, и содержат:
  • описание опасностей;
  • мероприятия по управлению;
  • процедуры мониторинга;
  • описание коррекции и корректирующих действий;
  • вид и содержание записей.
3. Разработки плана ХАССП

До оформления плана ХАССП производятся предварительные работы по направлениям:
  • идентификация критических контрольных точек;
  • определение критических пределов для критических контрольных точек;
  • разработать систему мониторинга в критических контрольных точках;
  • определить действия в случае превышения критических пределов.

Оформляется План ХАССП, содержащий информацию для каждой идентифицированной критической контрольной точки:
  • идентифицированные опасности;
  • мероприятия по управлению;
  • критические пределы;
  • процедуры мониторинга;
  • коррекция и корректирующие действия;
  • ответственность и полномочия;
  • форма и содержание записей.

Объективные, документально подтвержденные свидетельства внедрения и реализации всех вышеперечисленных элементов системы менеджмента, полученные Орган по сертификации систем менеджмента в ходе сертификационных работ служат необходимым и достаточным основанием для официального заключения о стабильной деятельности предприятия по обеспечению безопасности пищевой продукции по всей цепи ее создания.

Подтверждением стабильной деятельности предприятия по обеспечению безопасности пищевой продукции по всей цепи ее создания является соответствующий Сертификат соответствия в Системе добровольной сертификации «РОСТЕСТ-КАЧЕСТВО» с разрешением применения Знака соответствия в информационно-рекламных целях. 

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Системы качества ИСО пришли в нашу жизнь сравнительно недавно. В начале 90-х наши производители металлопроката первыми столкнулись с контрактным требованием иностранных заказчиков о необходимости наличия сертифицированной системы качества. Выяснив, что внедрение и тем более сертификация системы качества – дело весьма трудоемкое и длительное, экспортеры вынуждены были оплачивать отсутствие сертифицированной системы качества огромными уступками в продажной цене. Казалось, внедрение системы качества не имеет альтернативы. Однако метаморфозы времен перехода к рыночной экономике быстро свели экспорт продукции (не сырья, а именно готовой продукции) на нет, и внешняя торговля не стала мотивацией к широкому внедрению системы качества.
Лишь в конце 90-х системы качества ИСО начинают интересовать наших товаропроизводителей. К этому их стала понуждать и стимулировать обостряющаяся конкуренция уже на нашем, внутреннем рынке. Системы качества становятся реальным конкурентным преимуществом. Наличие системы качества выдвигается в качестве обязательного условия госзакупок, тендеров, конкурсов. Системы качества – это хороший тон, это модно, престижно! Сертификат системы качества – прекрасная «визитная карточка». Но все это действительно имеет смысл лишь в том случае, если предприятие видит в создании системы качества не самоцель, а средство достижения такой цели, как обеспечение высокого качества продукции и услуг. На грабли же кампанейщины мы уже натыкались!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ОБОРОНКИ

Люди постарше знают про системы качества с 70 годов. Правда, тогда речь шла не про международные системы качества ИСО (таковых тогда не было и в помине!), а про вполне доморощенные, но при этом достаточно эффективные системы управления качеством продукции, которые были детищем оборонно-промышленного комплекса. Тогда уже становилось очевидным, что госплановая экономика напрочь проигрывает рыночной в качестве выпускаемой продукции. В попытке как-то выправить положение, парткомы и административные органы развязывают масштабную кампанию по широкому тиражированию систем качества, хорошо зарекомендовавших себя в оборонке.
В ответ на призывы родной партии заводы, колхозы и пароходы рапортуют о внедрении системы качества! Но пар уходит не в КПД, а в свистки. Системы качества в подавляющем большинстве внедряются только на глянце рапорта, для жирной галочки. На тех же предприятиях, где к внедрению системы качества отнеслись неформально, где для этого были интеллектуальные и организационные ресурсы, системы качества действительно помогали навести порядок и в результате давали эффект. Но, увы, никакие системы качества не могут подменить рыночные механизмы его формирования. И не найдя в них панацеи, мы о них позабыли, чтобы вспомнить лишь тогда, когда зародившиеся у нас системные подходы к качеству к нам же вернутся в виде системы качества ИСО. Благо, «за бугром» наш опыт по системному обеспечению качества был замечен и взят на вооружение. Не в замен рыночным механизмам, а им в дополнение!

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА: ЦЕНА ВОПРОСА

Да, ажиотаж вокруг ставшего столь популярным понятия «Системы качества» сослужил им плохую службу. Зачастую руководители предприятий, возжелавшие иметь сертификат системы качества (скажем, к юбилею), все сводят к «цене вопроса». И рынок живо откликается на такой спрос. Сегодня сотни фирмочек без зазрения совести выдают себя за признанные сертификационные организации. По обоюдному согласию жуликов от сертификации, с одной стороны, и легкомысленных заказчиков, с другой, кропотливая работа по созданию системы качества подменяется имитацией, а сертификация системы качества (т.е. процедура подтверждения соответствия системы качества предъявляемым требованиям) – бойкой торговлей сертификатами! «Почти даром!». Как говорится, вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что вручаем вам почти всамделишный сертификат системы качества
Действительно, наличие сертификата системы качества – отличный рекламный ресурс. Это в том случае, если сертификат системы качества выдан органом сертификации «не с улицы», а с именем. Только репутация органа сертификации гарантирует признание выдаваемого им сертификата. Таких брендов в России – на пальцах одной руки перечесть!
Так что прикупать сертификат системы качества «для рекламы» вряд ли стоит. То, что «король – голый» становится ясно, как только рекламная кампания переходит в предконтрактную ситуацию. Конечно, на кого-то произведут впечатление «самых настоящих швейцарских» часы, купленные у цыган на Киевском вокзале. Но аудитора на мякине не проведешь, и то, что сертификат системы качества, выданный фирмой, которую «звать никак» – не более чем «липа», выяснится быстро. И реклама превратится в антирекламу!
От системы качества никуда не уйти. Без системы качества у серьезного бизнеса нет перспективы, нет будущего. Чуть раньше, чуть позже, но за системы качества придется браться всем. «Под контракт» ее не создать. К разработке системы качества и к выбору органа сертификации надо походить заблаговременно и со всей ответственностью.

Добровольная сертификация системы менеджмента качества учитывается в расходах при ОСН


Письмом от 04.09.13 № 03-03-06/1/36419 Минфин напоминает , что согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить как добровольный , так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Таким образом, расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества (при условии их экономической обоснованности и документальной подтвержденности) учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.